sacredcultural

Category:

"Распятие". Царь Победитель

Иконография одетого Христа на кресте относится к наиболее раннему этапу изображения Распятия, предшествуя созданию ныне общепринятого «нагого» варианта.

Картина Пьеро ди Козимо

Герой изображался распятым, однако это не было изображением реального эпизода его Страстей. Он не ранен и не страдает, его одежды не разыграны солдатами. Его глаза открыты, лицо радостно и спокойно, поскольку он — Победитель Смерти

Возьмите, врата, князи (навершия) ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы; Господь Сил, Той есть Царь Славы  (Пс. 23: 9-10).

Этот псалом трактуется в контексте разрушения Спасителем ада в момент сошествия. Иисус сравнивается с победителем, идущим сквозь триумфальные врата.

Он одет в пурпурный хитон (colobium) с золотыми клавами — вертикальными полосами, в облачении епископа являющимися атрибутом проповедника.

Скульптура в соборе Лукки

Миниатюра из Евангелия Аббатисы Уты

На голове его — царская корона, а на раменах — архиерейский омофор, то есть на кресте изображен Царь, Первосвященник и Искупитель.


В искусстве Итальянского Возрождения тип развивается в иконографию радостного Спасителя на разноцветном кресте с широкими синими и красными лопастями (с таким «Распятием» беседовал Франциск Ассизский перед своим отречением от мира).

***

Данные ранне-христианские изображения передают отличный от сформированного к сегодняшнему дню смысл: Царь Победитель это вам не Га-Ноцри бомж без ресурсов.

А Распятие нечто иное, нежели убийство пусть и хорошего, но все-таки Homo Sapiens юноши...

***

Инфа из статьи взята из Вики.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded