Categories:

"Античная география". Саки и саксы

Как бы вы озвучили вот это слово на греческом?

Греческий ведь не японский, и потому понять какие звуки зашифрованы буквами, по идее, не составляет труда.

Русская транслитерация этого слова будет примерно таковой: «Саксиа» или «Саксея» [к черту окончания — смотрим в корень]. Согласны?

А теперь спросите себя, какой из двух народов, что перечислены в заголовке статьи, в текстах Геродота, Афинея и других древних греков был обозначен этим словом?

Саки или саксы?

Вы, наверное, уже догадались, что академики от исторической науки вопреки греческой букве КСИ в центре слова упорно настаивают на варианте «саки» — с очень древним и живущем даже за задворками цивилизации племенем.

Ибо если согласиться, что греческими классиками описывались «сакси», то вслед за этим придется узнать в последних  европейский народ саксов, нынешних саксонцев и вестфальцев. А такое признание сопоставимо для гуманитарных наук с ядерным взрывом. Почему? Да потому что:

1. Тогда в глубокий бан можно посылать историческую географию с привычным со школьной скамьи размещением Ассирии, Армении, Персии с Парфией, Македонии — одним словом целого спектра стран - где-то на Ближнем и не очень Востоке.

2. Саки были отнюдь не простым народом. Раз из их среды вышел «сакийский лев» по имени Гаутама — более известный под именем Будда. А теперь представьте, какому пересмотру придется подвергнуть религиозные воззрения, философские установки — да что там - практически весь спектр общественных дисциплин, если окажется, что идеи эзотерического буддизма (термин неудачный, но другие не лучше) нашли благодарный отклик именно у саксов. Ведь после этого останется лишь сложить дважды два, чтобы придти к пониманию природы крутости англосаксов и движимого ими Северо-Запада.

В этой статье как-то не хочется обсуждать частности и сыпать перечислением цитат из древних, показывая, что они:

  • и не знали ни о каких саках,
  • а говорили о саксах.

Но один фактик привести напрашивается.

Саксонская лошадь

В произведениях античных авторов то и дело встречаются упоминания о хорошей вооруженности и ратной доблести сак(с)ов.

  • Геродот, повествуя о сражении при Платеях первое место по оказанной храбрости отводит коннице сак(с)ов.
  • Ктесий, рассказывая о конных состязаниях, устроенных Киром в Вавилоне, поведал о победе молодого сак(с)ийца. Причем победа эта была добыта благодаря необыкновенному превосходству сак(с)ийской лошади.
  • Сак(с)и владели приемом стрельбы из лука на скаку, оборачиваясь назад. (Клавдий Элиан, «В мире животных», Кн. IV, 21)

Эти факты свидетельствуют об умении сак(с)ов обращаться с лошадью. И, как часто бывает в таких случаях, особое отношение к этому животному выразилось в появлении соответствующей геральдики. Об эволюции изображений лошади на флагах, гербах Нижней Саксонии, Вестфалии и Саксонии-Анхальт — территории расселения племени саксов — можно рассказывать много.

Ограничусь лишь информацией, что первые два из упомянутых регионов и сейчас содержат древний племенной символ.

герб федеральной земли Нижняя Саксония
герб федеральной земли Нижняя Саксония
герб федеральной земли Се́верный Рейн-Вестфа́лия. Правая часть герба- как раз вестфальская
герб федеральной земли Се́верный Рейн-Вестфа́лия. Правая часть герба- как раз вестфальская


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded