Categories:

"Римский миф". Греческие корни

Все национальные легенды о рождении божественного героя содержат три важнейших мотива:

  1. Полубожественное происхождение младенцев
  2. Чудесное спасение детей при содействии животных
  3. Узнавание потерянных в нежном возрасте детей

На этих же трех мотивах построено и содержание легенды о Реме и Ромуле.

Странности

Первый мотив — о полубожественном происхождении младенцев — противоречит основным воззрениям римской национальной религии

В собственно римской понтификальной религии для таких воззрений не имелось надлежащей почвы. Поэтому все мифы этого рода, встречающиеся на латинской и даже вообще италийской почве, восходят к греческим источникам.

Вера в сверхъестественное происхождение необыкновенных людей героической древности — это как раз важнейшая черта именно греческой культуры. В греческих мифах часто встречаются близнецы, как и в римской легенде.

Примеры:

  • Пелий и Нелий, сыновья Тиро от Посейдона;
  • От и Эфиалт, сыновья Ифимедии от Посейдона;
  • Эхефрон и Промах, сыновья Псофиды и Геракла;
  • Эол и Виот, сыновья Меланиппы и Посейдона;
  • Лукаст и Паррасий, сыновья Филономы и Ареса;
  • Зиф и Амфион, сыновья Антиопы и Зевса и др.

Второй мотив — об участии животных в спасении младенцев— не имел надлежащей почвы в бытовых условиях римского народа

У римлян времен республики обычай бросать детей на произвол судьбы был мало распространен. Действительно, в римских сказаниях и исторических известиях случаи казни сыновей и продажи в рабство повторяются неоднократно; но рассказов о брошенных детях совсем нет. 

Все, что приводится из древних авторов об этом обычае, касается с одной стороны позднейших времен, а с другой — не столько собственных римлян, сколько населения римской империи вообще, в том числе особенно греческих провинций, где этот обычай имел благоприятную почву в условиях семейного быта.

Поэтому и в греческих мифах, в отличие от римских сказаний, мотив о выбрасывании детей повторяется столь часто.

Пример:

  • Еврипид написал трагедию об Алопе, дочери элевсинского царя Керкиона. От Посейдона она имела сына, которого ей было приказано бросить на произвол судьбы.

Третий мотив — об узнавании — присущ преимущественно грекам

В век Аристотеля, т. е. в то время, к которому приходится приурочивать приблизительно и возникновение легенды о римских близнецах, мотив об узнавании потерянных детей составлял такой ходячий прием драматической поэзии греков, что Аристотель в своей «Поэтике» признал нужным уделить ему много места и внимания. Что касается других жанров, то новоаттическая комедия держится почти только на этом мотиве.

Примеры:

  • Эрмагор, сын Геракла и фигалийской царевны, был брошен и потом вновь узнан своей матерью;
  • Близнецы Евней и Неброфон спустя десятилетия встречаются с матерью, родившей их от аргонавта Ясона. Приметой узнавания служила золотая ветка винограда.

Вывод

Легенда о Реме и Ромуле не могла сложиться самостоятельно среди собственно римского населения, а должна была проникнуть в Рим извне, и в частности от греков, у которых подобные мифы были очень распространены.

Притом разные детали в легенде о римских близнецах свидетельствуют о малом знакомстве автора этой легенды с римским бытом и топографическими условиями местности между Тибром и Албалонгой. Все это, взятое вместе, совершенно исключает возможность приписывать авторство легенды коренному римлянину, хотя бы получившему греческое образование.

Наконец, греческие имена некоторых фигур легенды в связи с неримским характером других имен прямо указывают на греческого автора.


PS.  Текст является переработкой одной из глав историко-литературного исследования "ЛЕГЕНДА О БЛИЗНЕЦАХ РОМУЛЕ И РЕМЕ" под авторством И. В. Нетушил, опубликованного в 1902 году.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded