sacredcultural

Categories:

Дева Мария - принцесса Иудеи. Часть5. Вручение младенца в руки другой женщине

Изобразительные сюжеты о Деве не ограничиваются известной сценой, когда та держит на руках младенца Христа. На иконах и "светских" полотнах можно встретить много чего разного. Есть, например, совсем уж странный с точки зрения привычного представления о рождественских событиях эпизод... вручения младенца в руки другой женщине!

В предыдущей части рассказывал о возможной смерти Девы вскоре после рождения сына. Очень похоже на то, что перед своей кончиной Богородица успела передать младенца другой женщине. Той, которая вскормит его своей грудью и поможет встать на ноги. Той, которая по праву примет именование Богоматери.

Предварительное пояснение

В книгах "Иудейские древности" и "Схоластическая история" можно обнаружить прямые указания на рождение иудейской принцессы Марианны в те же самые годы, когда на свет появилась Дева Мария. При параллельном чтении перечисленных текстов и евангельских повествований возникает впечатление, что и те и другие рассказы являются пазлами без которых невозможно составить целостную картину. 

Без информации от Иосифа Флавия и Петра Коместора содержимое евангелий остается лишь собранием загадочных фрагментов.

В этой статье я продолжу излагать историю жизни Девы Марии в рамках описанного вышеупомянутыми хронистами исторического контекста, затрагивающего жизнь таких знаменитых персон, как Клеопатра и Марк Антоний.

Пару слов о Клеопатре

Известно о нескольких письмах матери Марианны к египетской царице Клеопатре. В них содержатся просьбы о помощи, и каждый раз ответом становится либо совет о бегстве в Египет, либо деятельное участие. Так, например, правительница страны пирамид настойчиво потребовала от своего любовника влиятельнейшего римского вельможи Марка Антония, прибывшего в район ведения боевых действий против Парфии, чтобы тот покарал Ирода за умерщвление брата Марианны. 

Ирод, оставив Марианну на попечении Иосифа, отбывает на разговор с Антонием, во время которого присутствует также и Клеопатра. Разборка была суровой настолько, что по Иерусалиму поползли слухи об аресте Ирода или даже о его казни. Добившись оправдания, по возвращении же в столицу иудейский царь обвиняет Марианну в интимной связи с Иосифом. Видимо, доказательства измены были настолько очевидными, что Ирод, страстно любивший свою не то еще невесту, не то уже жену, выносит страшный вердикт: смерть!

Известно, что у Марианны родится сын по имени Александр. По времени он должен был появиться как раз в разгар войны с парфянами. Решение о казни возлюбленной может быть объяснено тем, что Ирод имел железную уверенность в том, что Александр не является его ребенком.

Результатом тех многих месяцев, что Клеопатра провела с двуумвиром Рима стала беременность, и как следствие необходимость сменить суровую обстановку военных будней на тепличные условия дворцового быта. Обратный путь домой в Александрию, тогдашнюю столицу Египта, пролегал через Иудею. Вскоре было объявлено о рождении двойни: мальчика Александра и девочки Селены. Удивительно, но даты появления на свет новорожденных различаются.

Если я правильно понимаю, то о чудесах явленных именно этим Александром много десятилетий спустя расскажет грек Лукиан из Самосаты, снабдив повествование одной примечательной особенностью, а именно упоминанием о любовной связи Александра с Селеной. Если в хронике Лукиана, действительно, упомянуты дети Клеопатры, то вряд ли тогда Александр и Селена являются единокровными братом и сестрой.

Так может быть, Александр Гелиос есть ребенок Марианны, незадолго до смерти переданный Клеопатре?

Для иллюстрации духа того времени приведу коллаж. Слева фрагмент тронного барельефа из кинокартины "Две ночи с Клеопатрой" (1954). В центре стоп-кадр из этого фильма, где царица Египта восседает в облачении Исиды по случаю триумфа Марка Антония. Торжественное событие состоялось в Александрии через несколько лет после рождения Александра Гелиоса. Справа скульптура самой Исиды с младенцем.

Кто эта вторая женщина около младенца Христа?

На картинах Тициана (1560), Джованни Баттиста Зелотти (1526), Паоло Веронезе (1560-65) изображена Доротея (или Акация), более известная под именем Екатерины Александрийской. Себя называла "дочерью одного из последних императоров" и чаще всего изображалась с короной. 

Кем был ее отец? 

Называют следующее имя: Constance. Любители исторических загадок могут посмотрть в сторону Констанция Хлора, отца Константина Великого. В этом случае, особые отношения Екатерины и Христа могут стать объяснением причины, по которой ее брат Константин сделал христианство господствующей религией в Римской империи.

Вариантом имени отца служит и слово Cestova. Тогда поиски исторического прототипа уместно направить к члену жреческой коллегии Гаю Цестию Эпулону, в 12 году до Рождества Христова построившему пирамиду в Риме.

Когда жила Екатерина?

Считается, что родилась она в 287 году, т.е. спустя три века после того, как на свет появились участники евангельских событий. Именно поэтому ее обручение с Христом объявлено мистическим, т.е. возникшим лишь в ее видении. Этому, якобы в реальности не происходившему событию, самыми известными мастерами посвящены сотни живописных работ.

Если следовать строго каноническим описаниям ее жизни, то представлена вполне заурядной мученицей за веру, коих было множество. Однако, почему-то в произведениях живописи Екатерина Александрийская выглядит одной из главных фигур христианского синклита. Ее изображения можно встретить в эпизодах коронования Девы, в саду с Девой ("Hortus conclusus"), поклонения младенцу, вместе с Марией Магдалиной, что заставляет рассматривать Екатерину все-таки, как современницу евангельских событий.

Меч Екатерины

Меч, встречаемый на большинстве картин, является одним из атрибутов Екатерины. Рассматривая нижние части приведенных композиций, трудно отделаться от мысли, что этим мечом была отрублена голова какого-то злодея. При этом, на ум приходит  ветхозаветная легенда о подвиге Юдифь, проникшей в лагерь неприятеля и отрезавшей голову Олоферну, возглавлявшему осаждавшие ее родной город войска. 

Является примечательным, что ровно таким же именем обладала и служанка матери Девы Марии:

Но вот настал великий День Господнен, и сказала ей Юдифь, служанка ее: До каких пор будешь ты терзать душу свою?
Ведь настал великий День Господнен, и нельзя тебе плакать.
Возьми головную повязку, которую мне дала госпожа за работу: не подобает мне носить ее, ибо я слуга, а повязка несет знак царственности.
Протоевангелие от Иакова 2:2-4

Хронологическая неразбериха вокруг Екатерины Александрийской

Добавляет непоняток относительно вопроса: "Когда жила Екатерина?" отождествления ее и с другими персонажами истории.

Гипатия Александрийская (350-415)
По мнению Преображенского... житие св. Екатерины Александрийской почти в точности повторяет жизнь Гипатии. Обе женщины занимаются философией, математикой, астрономией, отличаются редкой красотой, чистотой, красноречием.
Википедия
Екатерина Сиенская (1347-1380)
в последний день сиенского карнавала у неё было видение, благодаря которому она стала одной из самых знаменитых «невест христовых»: по примеру тезоименитой святой Екатерины Александрийской ей привиделось, что Христос обменялся с ней обручальным кольцом (причём их руки соединила Матерь Божия[5]). Это кольцо, по её словам, она носила до конца жизни.
Википедия

***

В период, когда Дева ждала ребенка и после его рождения рядом была Екатерина Александрийская, красивейшая из женщин - воин и ученая.

И если, действительно случилось так, что Дева умерла после родов, то младенца могли передать непременно столь славной женщине, каковой  и была Екатерина Александрийская, коронованная особа из Египта. Вследствие такого предположения становится понятным, почему именно в стране пирамид проведет свои первые годы юный Христос.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded